Однажды и навсегда

Каждый год в первый понедельник октября во всем мире отмечают Международный день врача. Традиционным стало празднование этого дня и в нашем городе. Как всегда, у памятника Врачу и Медсестре, установленному на территории горбольницы №1, соберутся медики города, чтобы принять в свое профессиональное сообщество новых молодых коллег. А врачи самой первой больницы обязательно соберутся в конференц-зале - чтобы вручить свидетельства о приеме на работу новых членов своего дружного коллективаобсудить новости и планы на будущее. И непременно в этот день вспомнят ветеранов - тех, чьи имена стали синонимами беззаветного служения врачебному долгу.
В числе тех, о ком всегда помнят и медики, и пациенты - Валентина Филипповна Рудольская, врач-гинеколог, первая заведующая городским роддомом, человек, чьи руки помогли появиться на свет тысячам маленьких волгодонцев.
Случайность, ставшая судьбой
А ведь могло случиться так, что Валентина Филипповна - врач, по единодушному мнению коллег и пациентов, от Бога, стала бы вовсе не врачом, а, скажем, инженером. В победном 1945-м она закончила школу с серебряной медалью и собиралась поступать в политехнический. А, поскольку в те годы медалисты - как "золотые", так и "серебряные", принимались в вузы без экзаменов, Валя в ожидании собеседования, поехала отдохнуть к тете - та работала врачом в одной из кубанских станиц. Заняться особо было нечем, вот и стала Валя приходить к тетке на прием - посмотреть. И так увлеклась, что к моменту поступления уже не сомневалась: ее судьба - медицина. Так Краснодарский политехнический не досчитался одной абитуриентки, а Краснодарский медицинский приобрел еще одну первокурсницу - очень способную и очень увлеченную.
Пять лет учебы пролетели как один день, и в 1950 году молодой доктор получила распределение в Ростовскую область, в районный центр Большая Мартыновка. Здесь она постигала первые азы профессии, здесь приходилось быть "мастером на все руки" - врачей в районной больнице всегда не хватало.
- Работать меня сначала направили не в районную больницу, а в медучреждение системы МВД. - вспоминает Валентина Филипповна. -В это время строили Волго-Донской оросительный канал, который проходил и по территории Мартыновского района, на строительстве работало много заключенных, вот их обслуживанием и занималось наше учреждение. В то время, когда я училась, в мединститутах еще не было специализации, выпускники выходили из стен вуза врачами-лечебниками, а конкретные специальности получали уже потом - учась на курсах повышения квалификации, в ходе работы. Мне очень нравилось акушерство, и я параллельно с основной работой стала еще вести прием в районной больнице. Тамошний главный врач был как раз гинекологом, он всячески приветствовал мое стремление овладеть этой специальностью и очень многому меня научил.
В районной больнице мы делили кабинет на двоих - с утра в нем принимал стоматолог, после обеда - гинеколог, и наоборот. Стоматологом оказался мой будущий муж - Владислав Николаевич Рудольский...
В 1953 году мы - уже семейная пара - переехали в Волгодонск, и этот город стал для нас родным на всю оставшуюся жизнь...

В.Ф.Рудольская (слева) с акушеркой В.М.Савельевой.Начало 60-х.
Это чудо великое - дети...
Вот с этого самого времени, с начала пятидесятых, фамилия Рудольских всегда была на слуху. В 1955 году Валентина Филипповна прошла шестимесячные курсы повышения квалификации в Ростове-на-Дону и с тала уже самым настоящим врачом-гинекологом. В 1956 году Владислав Николаевич возглавил городскую больницу. А Валентине Филипповне поручили заведовать гинекологическим отделением и родильным домом. В первой городской больнице она проработала тридцать лет. Потом были еще "портовская" больница, женская консультация...
- Я всегда любила свою работу, - делится Валентина Филипповна. - И даже ночные дежурства никогда не были в тягость. Отдежуришь - под душ и снова на работу. И отпуск редко до конца "догуливала" - через пару недель уже скучала.
Случалось и по ночам срочно ехать в больницу - врачей тогда еще было немного, в экстренных случаях приходилось вызывать из дома. И даже в выходные, выезжая с семьей и друзьями куда-нибудь на базу отдыха, Валентина Филипповна всегда оставляла точные координаты - на всякий случай. Скольким женщинам эта ее предусмотрительность спасла здоровье, а то и жизнь!
Впрочем, коллеги вспоминают, что во всем, что касалось порядка в отделении и здоровья женщин, Валентина Филипповна была чрезвычайно строга и даже педантична. И так же воспитывала персонал - акушерок и медсестер.
Как сказали бы сегодня, "главным слоганом" в роддоме и гинекологическом отделении было: "Не люди для нас, а мы для людей!". И этому правилу следовали неукоснительно.
Никто из персонала не мог зайти в роддом с улицы, минуя душ - ведь "общаться" приходилось с только что родившимися, совершенно беззащитными малышами. И в отделение Рудольской не на работу приходили к восьми часам, а начинали работать в восемь часов. Доктора еще только переступали порог, а акушерки уже ждали с полотенцами - мыть руки, и на обход.
Но и о персонале Валентина Филлиповна никогда не забывала. В комнате для приема пищи на столе неизменно стоял чай, сахар и хлеб. И каждый мог в свободную минуту побаловать себя чашкой чая.
...А сама Валентина Филипповна за свою долгую жизнь в медицине так и не смогла привыкнуть к этому чуду - рождению новой жизни. И каждый раз, принимая очередного младенца( а их, по самым скромным подсчетам, было никак не меньше трех тысяч), изумлялась как впервые этому вечному торжеству бытия.
- Гинекология - это техника, - любила она повторять своим младшим коллегам. - А акушерство - это наука. Тут мало знать - надо предвидеть, прогнозировать.
Эту науку Валентина Филипповна постигла в совершенстве - женская половина старших поколений волгодонцев готова это подтвердить. И еще и еще раз вспомнить эту необыкновенную женщину добрым словом.
Работать - как дышать
- Пожалуй, в то время, когда работала Валентина Филипповна, равных ей в профессиональном отношении в городе не было, - вспоминает врач-акушер-гинеколог первой горбольницы Лариса Николаевна Ларионова.- Мы, молодые коллеги Рудольской, очень многому учились у нее. И не только в профессиональном плане. Она была не только очень хорошим, грамотным врачом. Она была и остается замечательным человеком - добрым, чутким, интеллигентным. Мы учились у нее выстраивать отношения с пациентами - это бывает не менее важно, чем тактика лечения. Она умела сопереживать - и это, наверное, самое главное. В то время , когда еще не было УЗИ и других современных методов, очень многое зависело от врача, от его знаний, опыта. У Валентины Филипповны опыт был колоссальный, и она делилась им очень щедро.
- Я тоже многому училась у Рудольской, - добавляет другая коллега Валентины Филипповны, тоже очень известный и уважаемый в городе гинеколог - Светлана Ивановна Жукова. -Но самый памятный для меня случай произошел еще во время моей интернатуры. Я проходила ее и в Волгодонске, и в Цимлянске. И вот в последний месяц интернатуры, в мае, я дежурила в Цимлянской больнице. Ночью позвонила фельдшер из Романовской: у беременной женщины открылось кровотечение, сейчас привезем к вам. Я встревожилась: вдруг сама не справлюсь? Время - три часа ночи. Решила позвонить Рудольской, посоветоваться. Звоню - и чудо! - трубку снимает она сама, тоже дежурила той ночью. Выслушала меня и, не дожидаясь лишних вопросов и просьб, сказала: "Готовьтесь к операции, я выезжаю".
Когда Валентина Филипповна зашла в операционную - в халате, шапочке, маске - все уже было готово к операции. Мы видели только ее глаза - они улыбались, и сразу стало так спокойно...
. Я не помню более прекрасного майского утра - свежего, яркого, солнечного. И ощущение невероятного счастья - ведь мы только что спасли и маму, и ребенка... А мне тогда стало совершенно ясно, как нужно относиться к своей работе, если ты - врач...
А еще все, с кем приходилось говорить о Валентине Филипповне, обязательно добавляли: у Рудольских - замечательная семья. Валентина Филипповна и Владислав Николаевич были удивительно красивой парой - и внешне, и в отношениях. К сожалению, Владислав Николаевич ушел из жизни. Но остались дети - сын и дочь, и все, что было в них вложено замечательными родителями, возвращается с любовью и благодарностью. В этом не сомневаешься, видя, как бережно и уважительно относятся взрослые дети к своей постаревшей маме.
Наверное, можно без всякой натяжки сказать, что Рудольские - тот самый классический образец доктора, на которого всегда хотели быть похожи вчерашние студенты. Доктора, для которого главное - не престиж, не карьера, не деньги - благополучие пациента. Пусть будет их как можно больше в нашей медицине...
Екатерина Александрова. |